Filter Bubble поколеблен, или New Serendipity на марше

А вот Мэтью Ингрэм утверждает: ничего подобного, фильтряной пузырь интернета (Filter Bubble) не уничтожает случайность наших открытий, а наоборот, помогает им.

On social media and the power of real-world serendipity
By Mathew Ingram, Oct 9, 2012 – 3:31PM PT
The way that social-media tools like Twitter, Foursquare and Instagram have changed our lives is often taken for granted, but the way that they can inject some much-needed serendipity into our lives is often overlooked — even by those who use them a lot.

Хороший пример: Мэтью поехал в Нью-Йорк на конференцию, решил прошвырнуться по окрестностям и зачекинился в парке. Уже через минуту ему было приятное предложение попить кофе от оказавшегося в том же районе случайно интересного человека, с которым до этого долгое время не удавалось встретиться.
То есть настройка френдленты (вкупе с прочими фичами соцмедиа) не только отсекает важные случайности, но и создает их.
Что скажешь, Ели Паризер?
Там прямо гимн случайности, организованной соцмедиями. В другой раз, будучи по делам в Сан-Франциско, Мэтью уже специально запостил фотографию улицы, по которой шел. И уже через минуту интересный знакомый сообщил, что находится неподалеку, и позвал в кафе. Случайная и важная встреча, невозможная без того самого Filter Bubble. Но апотеоз возросшей случайности состоялся дальше: сидя в кафе, они СЛУЧАЙНО оказались в нужном месте в нужное время и увидели, как Space Shuttle летит в свой последний полет к месту вечной стоянки. В общем, serendipity на марше.

Конечно, это не совсем прорыв фильтряного бабла, потому что все случайные встречи и открытия происходят все равно в рамках ообранного круга контактов и интересов. Но они раньше были невозможны – статистика случайности была ограничена возможностью человека физически встретить новое, представляющее для него интерес.
Иными словами, Filter Bubble забирает (да, все-тки забирает) совсем случайное из разряда противоположного (или совсем уж ортогонального), но увеличивает число продуктивных случайностей в кругу приблизительно интересного. То есть это новое качество обеспечения интуитивных неподготовленных прорывов. Ингрэм так и называет: “new serendipity”.

Девиз new Serendipity: Serendipity is not randomness. It is unexpected relevance. Это уже Jeff Jarvis
Serendipity is unexpected relevance
March 30, 2010 by Jeff Jarvis

Действительно, таблица приснилась Менделееву потому, что он так и этак пытался сложить карточки с элементами. “Случайное” упавшее яблоко осенило Ньютона потому, что он был к этому готов (мало ли людей видело упавшие яблоки до и после него?) Нильс Бор сочинил волновую теорию (или что он там сочнил), наблюдая волны Женевского моря, потому, что образ волн оказался “неожиданно релевантен” его раздумьям. Вот что такое serendipity.

И serendipity в газетной повестке, вроде бы навязанной читателю редактором, это тоже “неожидаемая релевантность”: читатель выбирает издание не потому, что там статьи выпадают, как номера в спорт-лото, а потому, что статьи подбираются в соответствии с определенной редакционной политикой, которую, по сути, читатель и покупает. Читаель покупает именно повестку, хотя отдельные пункты в ней для него могут оказаться неожиданными или неинтересными.

И на десерт: здесь интересный аргумент Ингрэма против Ширки на тему: есть ли хоть какая-то польза в том, что газета навязывает читателю “нерелевантную” редакторскую повестку? Ширки считал (2009), что нет. Но в контексте такой ценности, как Serependity, Ширки тогда, пожалуй, погорячился. Сейчас бы уже наверняка ответил по-другому.
In defence of newspapers and serendipity
by Mathew on October 18, 2009

(Поразительно, что на такую тему там набирается 119 комментариев. Сколько бы у нас набралось?)

UPD.
Обсуждение в Фэйсбуке
Случайно-внезапная, но далеко неслучайная фотография из Алма-Аты, январь 2014.

IMG_4511

About these ads

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s