NewScientist: “Вирусный редактор Интернета и смерть газет”

Добрый NewScientist (русская редакция) в своем третьем номере (декабрь, 2010) опубликовал статью "Вирусный редактор Интернета и смерть газет". Это самое емкое и сжатое на сегодняшний день изложение концепции смерти газет. Лев Толстой на трех страницах.
Вообще, отдельно хочется отметить NewScientist. Очень добротный научпоп, попадается в рознице, рекомендую. Часть статей – переводные из английского оригинала, часть – российские. Я прочитал все предыдущие номера, можно сказать, от корки до корки. Удается подавать действительно передовые темы и без традиционного советско-академического занудства. Так что, если встретится, – берите смело. Особенно декабрьский номер.

Андрей Мирошниченко
Вирусный редактор Интернета и смерть газет
Более трех столетий печатные СМИ обладали монополией на массовую доставку новостей. Затем пришлось поделиться этой миссией с радио и телевидением. И вот ныне Интернет отбирает у прессы все эксклюзивные права на добычу и распространение сообщений. Это не циклический кризис СМИ. Пресса умирает и умрет – к концу 2030 годов.

Смерть прессы
Обычно газетам пророчат смерть от Интернета. Но фактическая смерть прессы наступит по демографическим причинам – с уходом последнего газетного поколения. Это нынешние 30-летние, которые родились в год Московской олимпиады. Их подростковая социализация пришлась на середину 90-х, когда в семьях еще жива была традиция подписки. Следующее поколение, родившееся в 90-м, в пору подростковой социализации в середине 2000-х уже имело домашний Интернет.  Это первое цифровое поколение. Вот демографическая граница между бумажной и цифровой эпохами.
Недавнее исследование в московских вузах показало, что больше половины нынешних студентов на вопрос «что такое подписка», ответили: «это подписка о невыезде». У них нет не только бытового навыка, но уже даже и лексического представления о подписке на газеты. Целое поколение, которое через 10 лет вступит в силу, не умеет покупать прессу (тогда как мы, которые старше Московской олимпиады, умели выписывать и покупать газеты в киосках уже в 7-10 лет). Скажется ли это на будущем газет?
Последнее газетное поколение начнет уходить в конце 2030-х. С тем и кончится пресса как отрасль, как социальный феномен. Возможно, редкие газеты останутся объектом винтажной моды и престижного потребления, чем-то вроде сигар.
Однако агония печатных изданий начнется раньше…. (читать дальше на сайте Школы эффективного текста).

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s