Сингулярность в детском саду

Вот хоровод стоит вокруг елки. Звучит музыка. Не у каждого есть четкая стратегия, но есть смутная потребность коллективного движения. Детки начинают дергаться вразлад. Кто-то более акцентировано – вроде помнит движения, но без уверенности. Все смотрят на всех. Движения, близкие к оптимальной стратегии, получают поддержку, одного, двух, многих. Происходит взаимная самоподстройка в коллективном поведении – друг об друга. При том, что верной стратегии сразу нет ни у кого; она то ли "припоминается", то ли нащупывается.

Каждый такт нащупывания проходит проверку по системе "сигнал – обратная связь". Положительная обратная связь удостоверяет верность сигнала. Такт проверочной связи ускоряется, энтропия уменьшается. Слаженность нарастает, движения становятся все более верными, но еще по отдельности. А потом, благодаря внешнему ритму – и верными, и синхронными. Наступает единение. Нет! Сингулярность!

Но вот меняется музыкальный фрагмент. Часть роботов продолжает старое движение. Но оно разлаживается, потому что более обученные роботы начинают искать новую верную стратегию, начинают дергаться по-новому. Сначала неуверенно, но потом удостоверяются друг об друга – все быстрее. Массив слаженности растет… цикл повторяется.

Вот разновидность вирусного редактора. Примерно об этом писали Варшавский и Поспелов в своем исследовании коллективного поведения автоматов – "Оркестр играет без дирижера". Только они брали в пример поиск оптимальных стратегий сыновьями лейтенанта Шмидта в "Золотом теленке". А можно было еще взять механизм взаимной подстройки в детском танце.

Аккомпанементом звучит песня с таким рефреном:
Российский Дед Мороооз!
Российский Дед Мороооз!
Российский Дед Мороз!
Дед Мороз!

UPD: Подобную картину наблюдал спустя три года:

"""Воочию наблюдал накопление ошибки при вирусном распространении.
В паровозике любителей, танцующих ламбаду, четвертый-пятый уже танцуют летку-енку.
Застрельщица-бразильянка в перьях ставила профессиональное движение всей цепочке. Но ламбада неизбежно переходит в канкан, а потом – в более простую летку-енку.""""

Еще немного о вирусном редакторе. Наблюдая превращение ламбады в летку-енку

Еще:

Ритм и Цой

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s