Будущее СМИ и борьба за рынок внимания

Идешь, бывалоча, по району, а везде на стенах висят объявления размером с тетрадный лист. Там что-то мелким шрифтом написано, а посередине вдруг крупно: ВОЛОСЫ. Есть в этом что-то хичкоковское. Бывает, забудешь о таком листке, идешь-идешь, думаешь себе что-то, потом вдруг глаз упадет на эту хичкоковщину, и бац! – сразу прорубает всесторонний инсайт реальности. Она становится резкой, как камыш у реки солнечным днем в пору золотой осени.

…Да, так вот. На "Планете СМИ" повесили заметку "Закат печатных СМИ. Кто издатель – Apple, Google или Вы? Web-based издания против приложений." Ну прямо по теме моей колонки "Публикаторы и публика" в Openspace (о конкуренции открытого публикаторства – открытого веба – и новых узурпаторов контента, которые нарочно растлевают самодеятельных публикаторов кнопкой Like). Это ведь ключевой вопрос: кто издатель? Только, на самом деле, не столько по брендам надо перебирать, сколько по типам. Кто будет медиа? Кто победит в гонке медийных вооружений? Кто победит в борьбе за право формировать общественную повестку? Понятно, что packaged platform набирает силу, а open web, давший свободное любительское публикаторство.. но, думаю все же, не умирает, а стабилизируется. (Об этом, собственно, и написано в той моей колонке на Openspace.)

И вот, по мотивам даже не статьи, а заголовка на "Планете СМИ", схема сразу улеглась (тыдыджь: ВОЛОСЫ!)
За право быть публикатором и формировать потоки массового потребления, борются:
1. Редакционные медиа – у них прежде на это была монополия.
2. Коллективные мы – среда освобожденных публикаторов, медийно обслуживающая сама себя.
3. Бренды, которые воспользуются освобождением публикаторства ради своих целей.
4. Глобальные провайдеры коннекта и контента. Как раз те самые Google и Apple с прочими Цукербергами. Будучи, по сути, формализаторами контента, но не производителями, в нынешних условиях, когда масштаб дистрибуции, а не качества контента, становятся ключевой СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ характеристикой медиа, они получают новые шансы стать профессиональными производителями контента. Ну или содержать профпроизводителей в своих, по сути, шарашках.
Так вот. Пункт 1 вымрет. Остальные 3 п.п. скорее всего, сохранятся и как-то поделят рынок внимания.

Зы. Вообще, Александр Шнайдер   – молодец. Очень точно почувствовал неполноценность планшетных платформ. Ну, почти очень точно – он берет технико-экономические аспекты, а там ключевым, пожалуй, все-таки являются культурный аспект – как и кем производится и потребляется контент, как устроена коммутация с точки зрения потребности человека в социализации и т.п. – ну, это отдельная тема.
И таки да: основные обсуждения будущего медиа сейчас будут виться вокруг обсуждения открытости-закрытости среды/платформы

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s