Кажется, нашел себе настоящее занятие на ближайшие месяцы. Сейчас сочиняю теорию второго читателя (над названием еще надо подумать). Возможность комментирования (шире – соцмедиа) открыла новую магистраль отношений, рождаемых текстом. Если раньше связь была двуполярной (автор-читатель), то теперь автор своим текстом рождает еще и отношения МЕЖДУ читателями. Между каким угодно множеством читателей; но для описания идеи множественности достаточно два читателя. И эти отношения часто реальнее и эмоционально сильнее, чем отношения читателя(лей) к автору. Все благодаря шлейфу текста. Собственно, это новое качество текста, возможное только в его соцмедийном шлейфе.
Получается треугольник: автор и два читателя (можно строить какие угодно октаэдры, но в принципе – для принципиальной схемы – достаточно треугольника). В этом треугольнике могут возникать любые отношения между участниками. И эти отношения не описываются, например, принципом обратной связи – не годится. В системе коммуникаций "автор – <читатель – читатель>", обратная связь ничего не объясняет. Там, скорее, работает что-то вроде наведения – индукции. Реализация потенциалов.
Ну и что?
А фиг его знает.
Например, в практическом плане это означает, что приемом эффективности текста (с точки зрения трафика, например) может быть управляемое стравливание читателей между собой. Журналистика этого не умеет; это, скорее, политический навык. Но самые длинные шлейфы (трафик) у тех статей, где читатели переругались. Можно ли этим управлять?
При этом позитивный сценарий междучитательских отношений не приносит публикатору никакой выгоды.
Теория второго читателя
Advertisements