Детки все-таки еще читают журналы

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:”Calibri”,”sans-serif”;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:”Times New Roman”;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:”Times New Roman”;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Издатели и главреды в регионах, как и общество в целом, попадают во все большую зависимость от власти.  Кто по вине обстоятельств, кто со смирением, кто с цинизмом, кто с энтузиазмом. Собственно, сращение властей – не новость. И тем больше был удивлен, когда на недавнем семинаре увидел небольшую группу региональных издателей – людей действительно крепких и независимых. Секрет независимости прост – экономическая самостоятельность.

Связь независимости СМИ с независимостью их бизнеса – очевидна. На этой идее в 1995 году был основан Media Development Loan Fund, который за 15 лет выдал независимым издателям в 25 странах мира около 100 миллионов долларов в кредит. С фантастическим уровнем возврата кредитных средств – 97%. По замыслу организаторов, принципиально важно не давать гранты, которые все равно приучают СМИ к поддержке со стороны, а выдавать кредиты на коммерческих условиях. Ну, и на базе кредита помогать выстраивать бизнес, потому что кредитор, конечно, получает основания для проверки бизнес-плана и какого-то последующего сопровождения текущей деятельности заемщика.

18 июня MDLF в Архангельске проводил семинар для независимых издателей, которым предварялся саммит АНРИ (Ассоциация независимых издателей). Семинар был посвящен будущему медиа, я выступал с докладом "Адаптация медиа. Где деньги? Где аудитория?" и участвовал в дискуссии, которая разгулялась на полдня. С удовольствием пообщался с одним из основателей MDLF Сашей Вучиничем. Вот запись его выступления на TED, где он как раз рассказывает, как к нему пришла эта идея, и как Сорос стал первым инвестором – дал первые 500 тысяч, пребывая в полной уверенности, что эти деньги не вернутся. Кредиты MDLF помогли десяткам издательств прессы по всему миру построить самодостаточный бизнес и тем самым получить опору для независимости.

Деньги деньгами, но важен настрой самих издателей – а так ли уж они хотят быть независимыми? Потому что экономическая независимость гарантий не дает.

 

Скажем, один из заемщиков MDLF, ИД "Крестьянин" из Ростова-на-Дону, как раз в эти недели попал в оборот. Печатали листовку коммунистического кандидата в мэры из другого города и получили наезд по полной программе: милиция, пожарники, суды. Претензии начались милицейской ночной операцией по анонимному звонку, который сообщил, что в типографии печатают «антисимийскую листовку». (В какой-то момент анонимный звонок даже пытались задним числом переквалифицировать в сообщение о террористической листовке, но все же не решились.) Закончилось пожарными санкциями. Потому что в том соседнем городе баллотировался, конечно же, кандидат-единорос.

И город для «Крестьянина» чужой, и политических пристрастий не было (уж тем более за коммунистов) – был обычный и небольшой коммерческий заказ. Но ребята уперлись, просто чтобы не позволять никому вмешиваться в бизнес под надуманным предлогом.

Типографию по требованиям пожарников закрыли на месяц, пошли суды. Сейчас вроде типографию открыли, но уже понесены серьезные убытки. И пришлось постараться, чтобы не потерять заказчиков – для типографии это главный капитал. Помогла поддержка и MDLF, и АНРИ, и журналистского сообщества. Пошли публикации в зарубежных, федеральных и региональных СМИ по всей стране. Ирина Самохина, генеральный директор ИД "Крестьянин", рассказывала, что в дайджесте из пяти десятков публикаций в поддержку типографии местных чиновников добила статья из Барнаула с возмущением по поводу чиновного беспредела в Ростове. Шумиха, конечно, чиновникам не нужна, они хотели бы контролировать бизнес "технично".

Так что самостоятельность в бизнесе – все же еще не гарантия независимости издателя. Финансовые потоки можно нарушить, собственность – погубить. Настоящей гарантией независимости могут быть только личные принципы. Поддержка этих принципов в немногих оставшихся независимых издателях – это дело не менее важное, чем кредит на типографское оборудование и прочие активы для самостоятельной и успешной экономической деятельности. Клуб таких людей с принципами вокруг MDLF и АНРИ в целом собрался. Хотя, надо признать честно, – численно он очень невелик по сравнению со всем региональным рынком. Зато это, как правило, сильнейшие игроки в своих регионах. Что тоже закономерно.

Так вот – в кулуарах и на посиделках (в том числе на каком-то лесном острове в Белом море) с коллегами обсуждали идею последнего газетного поколения. Поскольку люди с опытом, то у всех дети уже в послешкольном возрасте. И выяснилось вот что:

1. Молодежь 17+ газет не читает вообще. И даже слабо представляет, что это такое.

2. Журналы эта молодежь – читает!

3. Причем по приверженности журнальным брендам выработался даже определенный ценз. Всякие "Лиза" и "Сool" – некруто, потому их читают дети из социальных слоев "попроще".

4. Ребята с интеллектуальными претензиями (а дети редакторов и издателей, конечно, как раз с такими претензиями), не просто читают, но даже почитают "Русский репортер" и… "Огонек". Причем особенно резко в последние месяцы выросла мода на "Огонек".

Понятно, что никакой репрезентативности наши пересуды не дают. Но вот независимо у нескольких родителей дети-студенты оказались приверженцами этой новой моды. Ну, что сказать: молодцы "огоньки" с "коммерсантами".

А вот и ссылка из недавнего "Огонька". Оказывается, как ни крутись в социальных сетях, как ни активничай, лимит человеческого мозга – 150 друзей. Очень интересная статья про психические и когнитивные способности человека и их связь с активностью в социальных сетях: "Мои друзья и френды. Мария Епифанова и Владимир Тихомиров — о крахе сетевых иллюзий: интернет не приносит новых друзей".

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s