Пелевенщина идет в народ

Идея дополненной реальности дополняется идеей реальности самого дополнения.
Несколько историй о том, как выдуманные события продвигались в СМИ под видом реальных. Ради шутки, ради рекламы фильма, ради провокации, чтобы вскрыть продажность журналистов.

Разоблачена очередная попытка вбросить в СМИ рекламный сюжет в качестве новостного. Попытка необычная, потому что в качестве криминальной новостной заметки использовали сюжет будущего фильма – для его раскрутки. Почти получилось.

"""Новостная заметка повторила сюжет фильма «Бабло». Публикации появилась в «Аргументах и фактах» и на «РБК»
6 и 7 сентября газеты «Аргументы и факты» и «РБК» (со ссылкой на АиФ) опубликовали новостные заметки под названием «Барсеточники украли у полиции миллион евро» и «Воры увели у столичных полицейских кейс с 1 млн евро», соответственно. Публикации рассказывали о том, как воришки стащили из полицейского автомобиля большую сумму меченых купюр. Согласно подробностям новостного материала, деньги были подготовлены владельцем сети магазинов Григорием Максимовым для крупной взятки неустановленным чиновникам. Взятка должна была быть отдана под контролем полиции. <…>
По предположениям в Сети, с весьма большой долей вероятности, новостной материал является рекламой фильма, который снимает кинокомпания СТВ. Картина режиссера Буслова носит название «Бабло». <…>
Оба материала опубликованы в качестве новостных, на них нет обязательной для рекламного сообщения пометки «на правах рекламы». По всей видимости, инициировавшие вероятную рекламную кампанию люди рассчитывали на то, что другие издания, как это обычно бывает в таких случаях, сразу же кинутся перепечатывать «жареную» новость, но этого не произошло.
«Не очень понятно, каким образом эта новость попала на страницы АиФ. «Я хотел бы быть уверен в том, что журналисты АиФ были так же добросовестно обмануты своими источниками, как был обманут я, читая заметку в АиФ», – говорит Дмитрий Бутрин, заведующий отделом экономической политики ИД «Коммерсант».  В самих «Аргументах и фактах» от комментариев отказались.
Самый известный в России похожий случай – массовая перепечатка и ретрансляция СМИ вирусной рекламы кинофильма «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова. Режиссер, явно не лишенный известной доли хитрости, незадолго до премьеры запустил в сеть видеоролик, демонстрирующий погром в офисе. Видео так понравилось средствам массовой информации, что было показано даже по центральным телеканалам. """"
Источник со скриншотами из АиФ и РБК (оттуда, понятно, материалы уже убрали)

В связи с этим нельзя не вспомнить старую историю с питерской PR-фирмой "Промако". Я когда-то даже был знаком с ее начальницей, правда, еще до этого скандала:
"6-20 февраля 2001 года российское агентство «Promaco PR» разослало пресс-релиз  об   открытии   несуществующего   магазина  Hi-End техники «Светофор». Пресс-релиз получили 21 издание, 13 из них предложило опубликовать эту информацию под видом информационной  статьи  (с оплатой площади по рекламным расценкам). Среди них «АиФ», «МК», «Независимая газета» и др. Все они получили деньги, поленившись не то что проверить информацию, – они даже не обратили внимания на неточности в пресс-релизе….."

Кстати, в источнике приводится еще один любопытный случай. В Питере медиа-провокаторы придумали марш гетеросексуалистов, завели сайт, разослали релизы… Обошлось им все в 140 рублей. Да вот описание:
"Как обмануть СМИ за 140 рублей
Ввести в заблуждение ряд петербургских СМИ могут даже далекие от PR–технологий люди. Необходимо лишь потратить на это час времени и не более 1 тыс. рублей.  Редакция dp.ru 2 года назад лично провела эксперимент с целью проверить, насколько петербургские СМИ проверяют поступающую к ним информацию.
Было придумано совершенно абсурдное мероприятие — "парад гетеросексуалов". За час из бесплатного макета изготовили интернет–сайт, за 100 рублей на год зарегистрировали его адрес, еще 40 рублей ушло на услуги хостинга. Затем за 20 минут составили пресс–релиз и разослали его по редакциям 25 петербургских СМИ (адреса электронной почты были взяты с официальных сайтов).
Результат эксперимента следующий: о мероприятии сообщили три радиостанции, один телеканал и пять интернет–СМИ. При этом удосужился проверить достоверность информации всего один журналист. Который, впрочем, изначально обратился с просьбой об интервью. Всех остальных совершенно не смутило, что сообщение пришло с сервера бесплатной почты от незнакомых людей.
Сейчас фактически обмануть СМИ стало еще проще: "помогли" интернет–технологии и сокращения персонала в СМИ (в кризис многих качественных журналистов, увы, сократили).
Ради интереса, проконсультировался с Романом Лутошкиным, создавшим движение "Черные флаги" и организовывавший митинги против уплотнительной застройки. Он говорит, что сейчас рассылка материала по 5 тыс. электронных адресов СМИ займет всего час, из них 500 СМИ перепечатают пресс–релиз."
Источник

Но вершина жанра, конечно, Охлобысти. Тут уже настолько не поймешь, что реклама, что провокация, а что взаправду… что это различие уже утрачивает смысл.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s