О, к теории ленивого авторства

Ряд мыслей по поводу очень простенькой, но глубокой заметки
IN SEARCH OF SERENDIPITY

1. Мы больше не серфим по информационным шоссе, а ходим в интернете по протоптанным тропинкам. Верно-то как.
Впрочем, на стадии освоения Интернета каждый имел опыт первооткрывательского серфинга. Как подростки слоняются по городу без дела: это называется "пойти погулять". Видимо, на входе в интернет будущие подростки тоже будут серфить. Но только на входе. А потом все тот же треугольник: дом-работа-досуг. Только, пожалуй, без "дом".

2. Редактор старых СМИ своим самодурством расширял наш кругозор. И это было его работой. Он весьма условно считался с нашими интересами, выбирая повестку по своему вкусу. Теперь же рекомендации френдленты, состоящей из тех, кто имеет схожие с нашими интересы, замыкают наш кругозор на наших же интересах.
Спорно, шэринг все-таки загребает темы широко… но что-то в этом есть…

3. Автор подтверждает идею ленивого авторства: мы все еще уступаем выбору "кураторов" – редакторов СМИ, хотя можем легко (без вставания с дивана) менять ТВ-каналы. Но нам нужен кто-то, кто ведет нас, и мы согласны следовать.

4. Все же даже если filter bubble ("круги" G+) непроницаемы, то они гораздо шире, чем те бульбы общения, внутри которых мы жили в доцифровую эпоху. Доцифровые бульбы прорывались именно и только острием медийной повестки, сочиненной редактором. Сейчас бульба стала облаком – более облым и с менее очерченными границами. Это если сравнивать с прошлым.

5. Но если оценивать динамику – то да, центростремительная гравитация внутри нашего персонального облака в интернете нарастает тем больше, чем больше облако расширяется. Поэтому нас тянет к протоптанному центру своего уютного бабла-облака. Закрывает ли это от нас горизонты? Не больше, чем каждый человек с этим согласится.
Так что правило предуготовленности проницательного мозга к случайному открытию – сохраняется таким же, как во времена Менделеева, Ньютона и прочих микроволновок.

6. И все же мысль интересная: наше онлайн-облако, подстраивающееся под наши же интересы (причем в том числе благодаря реламной таргетизации контента в интернете) становится нашей тюрьмой. Но, опять же – ведь не больше той меры, с какой мы согласны на эту тюрьму. А мы согласны. Но стоит только взъерепениться – и можно выйти. Стать "тяжелым" автором, автором-принципалом, а не авторствующей публикой. Но таких всегда меньшинство.

7. Удобство достижения нужной информации – вот главный стражник в нашей тюрьме-облаке, где все потребное доставляется нам рекомендательной средой раньше, чем мы успеваем понять, чего же мы хотим. И только если возникают затруднения, неопределенность в определении цели поиска – вот тогда и начинается реальный поиск (а не гугльный). Человековый, не машинный.  И вот тогда возникает шанс открытий.

Горе не от ума, горе – от удобства. Человековое наведение на тему, в отличие от машинного или рекомендательного, связано с тем, что параметры запроса темы еще не определены. С неопределенным запросом может работать только человек. Потому что это работа с желанием, а не знанием. И это даже не вопрос качества AI.

8. Хотя – вдруг и Гугль научится.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s