Выветривание мозга. Манифест неолуддита

Самообновляющиеся компьютеры – классический бунт машин. Даешь удобство привычки! Долой бесконечные обновления!.

Черт возьми, оставьте меня в покое! Мне уютно в освоенных интерфейсах. Понятие привычки должно быть введено в коммерческое представление об удобстве пользователя. Удобство привычки – вот что станет реальной потребительской ценностью на фоне суматошного мелькания новых предложений и автоматических обновлений.

Ребята, ну куда уже столько? Форумы, SMS, e-mail, ICQ, ЖЖ, «Одноклассники» с «Вконтактами» и Facebook`ом, «Твиттер»,  теперь еще и Google Buzz. Что, у кого-то действительно есть неутоленные потребности в новых форматах общения? Человек скоро утонет в потопе обновлений.
Возможности для написания сообщений уже явно превосходят возможности для их прочтения. Население планеты не растет с такой скоростью, чтобы весь этот хлам прочитывался. А если к этому добавить чудовищное пожирание времени постоянным обновлением информационных возможностей, то картина выглядит, как бесконечная модернизация в дурдоме.
 
Плач ретрограда
Я пользовался «аськой», кажется, с конца 97-года. У меня был номер чуть ли не из первого миллиона – слышал, что это круто. Где-то в 2003 отрубил – сильно мешала. У меня нет ЖЖ, потому что поддержание его жизни требует участия в жизни ЖЖ-сообщества. Не знаю «Твиттер». Сообщение о запуске Buzz принял с глухим политическим протестом.
Впрочем, я вообще ретроград. Полтора года назад купил сдуру ноутбук, туда поставили эту новую «Висту», которая, как говорят, теперь уже старая и вообще никуда негодная. Так вот это «Виста» постоянно что-то обновляет. Какая-то из программ – я даже не знаю, какая, – решает, что ей надо обновиться. Она начинает что-то подкачивать, ноутбук призадумывается и потом вырубается, потому что для запуска обновлений надо перегрузиться. Конечно, вырубается именно в тот момент, когда я пишу какой-нибудь важный текст. Все это делается для моего удобства. Чтобы я имел новые, более нарядные и удобные версии чего-нибудь – я и не знаю, чего.
Железка сама решает за человека, как ему удобнее. В принципе, это есть классический бунт машин. В конце концов, я отнес ее к шаману, он поколдовал и заглушил обновления. И все равно она постоянно спрашивает, просит, молит – «я готова, обнови меня!». Что это, зачем это?
Хочется написать куда-нибудь в Лигу наций: Черт возьми, оставьте меня в покое! Не посылайте мне обновлений! Мне уютно в освоенных интерфейсах. Новые не дают никаких решающих преимуществ, кроме выветривания мозга.
 
Удобства – во дворе
Из описанного понятно, что я убежденный чайник. В то время как информационно-компьютерный сервис утвердил такой миф: пользователь должен разбираться в компьютерах, чтобы уметь там что-то установить и наладить.
В этом смысле, конечно, вся эта индустрия чрезвычайно далека от пользователя. Например, нам ведь не нужно разбираться в двигателях внутреннего сгорания, чтобы пользоваться автомобилем. Сел, включил, поехал. Также нелепо ожидать, что автомобиль три раза в день сам вдруг решает обновить себе колеса или карбюратор, останавливается среди дороги и начинает подгружать и устанавливать новую версию. Лучшую (с его точки зрения). И не потому, что прежнее устройство износилось. И даже не потому, что морально устарело. А потому, что у производителя выросло новое и он почему-то считает, что старое надо заменить для удобства пользователя.
Да точно ли речь идет об удобствах?
Молоток как инструмент удобнее камня. Но когда нам постоянно подсовывают обновление молотка, на каком-то шаге развития это улучшение качества становится неразличимым для пользователя. Конкуренция юзабилити утрачивает смысл, во-первых, приближаясь к возможному пределу качества, во-вторых, увеличивая затраты на освоение новых форматов. И все это уже занимает наш личный ресурс, заставляя тратить жизнь на выработку  новой привычки – раз за разом. Прежний молоток устраивает нас, оставьте нас в покое!
Но нет. Бешеная черед новшеств и обновлений – это функция стоимости производящих их компаний. Еще один дериватив финансового рынка. Новшества нужны, чтобы росла, надувалась капитализация. Отдельные новшества даже реально доходят до массового рынка – тогда удается содрать денег еще и с потребителей, околдованных необходимостью улучшить свои компьютерные удобства.
Но все это навязано. Оно растет само. Подчиняясь своим потребностям. Поэтому не надо про удобства – никаких удобств новые программы и болталки не создают. Зато они пожирают самый главный невосполняемый ресурс – время.
 
Рачительность и зубная паста
В аграрную эпоху человек носил одежду деда, в промышленную – часы отца. Вещи были долгими. И в этом было реальное удобство – удобство привычки (помимо экономии).
Теперь вещи устаревают не физически, а морально. Их надо заменять еще до того, как они износились. Я этому всемерно сопротивляюсь и всегда юзаю телефон до конца. За всю телефонную эпоху у меня поменялось всего четыре мобильника. И это очень много.
В конце концов, замена вещи до того, как она износится – это неэкологично. И неэкологично дважды. Ведь на производство этой вещи были затрачены природные и людские ресурсы из расчета на определенный срок службы, который по факту оказался короче. То есть уже был перерасход – бессмысленный расход природных ресурсов. Кроме того, если вещи меняются слишком часто, их чаще выбрасывают. То есть неоправданно частая смена вещей засоряет планету. Граждане! Зубную пасту в тюбике надо выдавливать до конца!
Эта антиэкологичность подошла к стадии абсурда как раз в компьютерно-интернетной индустрии. Новые вещи не только не вызваны старением старых, но и вообще не вызваны спросом! Появление новых железок и возможностей никак не опирается на спрос и не отвечает никаким потребностям. Новая эра немотивированного рынка: предложения растут сами, безо всякого спроса.
Теоретически, конечно, можно сказать, что они формируют спрос фактом своего появления – такое возможно. Но и это не так: они признаются устаревшими и заменяются раньше, чем спрос успевает возникнуть. Это все живет САМО и отдельно от потребностей пользователя.
 
Юзабилити без будущего или будущее без юзабилити
Сейчас вещь надо заменять быстрее, чем к ней привыкаешь. Это усугубляет гонку со временем и стрессы. Пока еще проблему замечают только ретрограды, вроде меня. Более юные юзеры в силу большей гибкости и открытости легко осваивают новые фичи. Но это возрастное. Пройдет. Рано или поздно все население цифрового мира повзрослеет и даже постареет. И вот тогда непрошенные обновления станут глобальной маркетинговой проблемой.
В конце концов, отрасль упрется в предел адаптивности потребителя. В этом смысле, как истинный ретроград, я стою на переднем крае прогресса, и твердо требую: пересмотрите свое отношение к идее удобства! Иначе отрасль или рухнет, или сведет мир с ума.
Любое новшество, что бы оно ни предлагало – это уже неудобство. Потому что отнимает силы и время на установку и привыкание. Периоды времени между «старым» новшеством и «новым» новшеством уже короче, чем срок адаптации. Это само по себе абсурдно и ставит предел юзабилити для таких обновляющихся продуктов.
Кстати, отзвуки этого процесса можно наблюдать во многих других высокотехнологичных отраслях. Например, в услугах мобильной связи (смена тарифов и пакетов), даже в предложении банковских услуг (выдумывание новых опций и слишком быстрое развитие пакетных предложений-конструкторов).
Это глобальная маркетинговая и промышленная проблема будущего. Она неизбежна, потому что к ней ведет исторический, устойчивый тренд, а именно: время пользования вещами сокращается и приближается к пределу адаптивности.
 
Привычка – лучшее свойство продукта
И это не техническая проблема, а культурная. Понятие привычки должно быть введено в коммерческое представление об удобстве пользователя. Удобство привычки – вот что станет реальной потребительской ценностью на фоне суматошного мелькания новых предложений и автоматических обновлений. Особенно с учетом того, что главным ресурсным дефицитом будет не вода, а время. Воду-то можно рециклировать, время – нет. Привычка – лучший друг времени. Новшество – худший.
Я еще не знаю, как это может быть преобразовано с точки зрения бизнеса. Но рано или поздно прогресс столкнется с тем, что развитие должно будет происходить без замены базовых пользовательских платформ (или же с медленной их эволюцией). Например, интерфейсы будут оставаться стабильными, а наращиваться будут мощности или скрытый, внутренний функционал. И такие продукты будут получать конкурентное преимущество. Коллективный я буду покупать только их.
А может быть, я не прав, и гонка обновлений просто сведет мир с ума.
Конечно, рано или поздно в информационных технологиях будет достигнут качественный прорыв, чтобы молоток снова сильно отличался от камня. Тогда разница в удобстве будет заслуживать того, чтобы пойти на обновление. Таким обновлением станет неинвазивная (без введения электродов) установка интерфейса в голову человека, которая даст возможность мозгам общаться напрямую.
А до тех пор – черт возьми, перестаньте предлагать мне обновления!
 
Андрей Мирошниченко
12.02.2010
Источник

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s