Есть разница между свободой медиа-бизнеса и свободой слова. О независимости и региональных СМИ

Валерий Панюшкин в "Снобе" пишет («Проданные журналисты»). На одном его семинаре региональная журналистка показала сюжет о том, как Дед Мороз и Снегурочка по поручению администрации поздравляет глухих детей. Панюшкин возмутился – глухота лечится, государство даже оплачивает операции. СМИ должны рассказывать не о том, как администрация поздравляет глухих детей с Новым годом, а о том, почему она их не вылечила. На что журналистка ответила:

— Я не про лечение детей. Я же про елку снимала. Это же по договору информационного обслуживания…

На основании этой истории Панюшкин делает вывод:

"И тут я ее услышал. И крыть мне было нечем. Дело в том, что все, буквально все без исключения провинциальные средства массовой информации живут не за счет подписки, и не за счет розничных продаж, и не за счет рекламы даже. Они все живут за счет договоров об информационном обслуживании, которые заключают с местной властью. …Если договоров об информационном обеспечении не будет, ни одно — повторяю, ни одно! — провинциальное издание не удержится на экономическом плаву. За информацию о том, что у нас земля непахана, дороги нечинены и дети нелечены платить не хочет никто. Никакие читатели, никакие рекламодатели."

Причастные увидели и возмутились. (Мария Эйсмонт, PublicPost, "Недопроданные журналисты", а также в ЖЖ у Панюшкина и в прочих местах, где эта колонка обсуждалась). Независимая региональная пресса, говорят они, есть. И называют издательские дома, которые живут без договоров с властью.

В пример приводятся экономические выкладки по некоторым отдельно стоящим изданиям. Выручку там приносят реклама и продажа копий в разных пропорциях. Правда, выясняется, что пресловутые договора с администрацией все равно почти у всех встречаются, но копеечные – 2-3% от выручки, погоды не делают, поэтому не считается.

Претензия этих издателей к Панюшкину понятна: почему он сказал, что "все без исключения", тогда как исключения есть.

Панюшкин говорит, что, вообще-то, писал про возмутительный факт, когда журналист сообщает о чиновничьем подарке глухому ребенку, но не сообщает, что глухоту можно и даже должно вылечить, но чиновник этого не делает, а журналист довольствуется договором на информационное сопровождение. Категоричность же своих слов Панюшкин предлагает считать художественным приемом ("…Поймите меня: я тысячу раз слышал слова, подобные Вашим и тысячу раз натыкался на то, что они враньё… Мои "тысячи" — это риторическая фигура, глупо укорять меня в том, что никаких тысяч нет, а есть 127 случаев"), хотя сам же требует от региональных журналистов фактчекинга.

Но это все не о том.

Кто сказал, что прессе для независимости достаточно не иметь с властью финансовых отношений? Это условие для свободы СМИ, конечно, необходимое, но все-таки не достаточное.

Есть разница между свободой медиа-бизнеса и свободой слова. Экономическая самостоятельность, сохраняемая двумя-тремя десятками региональных СМИ, не тождественна политическому понятию независимости прессы и, тем более, юридическому понятию свободы слова. Это лишь некий относительный максимум, которого добиваются лучшие представители СМИ в регионах; впрочем, как и на федеральном уровне.

В красный угол в качестве иконы положена экономическая независимость, а не собственно свобода слова. Это очень глубокая и по-своему опасная подмена – она заслоняет суть. Между прочим, природе известны случаи, когда крупнейшие национальные СМИ живут на деньги налогоплательщиков и не является экономически независимыми, но при этом являются независимыми СМИ. Так что между экономической независимостью и независимостью СМИ есть большая разница, увы, для нас уже неразличимая.

PS. Вышеизложенное не означает и не должно вызывать пренебрежения к тем издателям, которые строят свои бизнес сами, продавая продукт на рынке, продавая после написания, а не до.

Когда сторонники концепции «Все продано» саркастически требуют составить список независимых региональных изданий, защитники факта наличия независимой прессы предлагают список участников Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). Это правда; АНРИ  объединяет 62 издательских дома, среди которых значительная часть экономически самостоятельны и по-журналистски дерзки – насколько это возможно в существующих реалиях.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s