Перечитывая Shirky. Подборка интересного

Перечитываю конспекты по Ширки: Clay Shirky, Cognitive Surplus. Уже есть русская книга, называется почему-то "Включи мозги". Идиотизм локализации: те, кого привлечет такое название, ничего не получат в книге. А те, кого могла бы привлечь книга, будут отпугнуты названием. В результате такой изящной маркетинговой находки, боюсь, переводчики получат обратный эффект. Но это уже их проблемы. Книжка-то хорошая.

 Хорошее определение потребительской стоимости соцмедиа:
"Пиво в магазине дешевле, чем в баре. Но люди идут в бар, чтобы пить вместе и беседовать. Они согласны платить – этого мотива достаточно, чтобы он был сильнее разницы в цене. Ценность создают пользователи друг для друга. Их разговоры в баре – часть контента, производимого баром. Они с охотой оплачивают усилия бара, создающего дружелюбную обстановку. "

Дальше отдельные фрагменты в моем вольном переводе-пересказе. Мои комментарии – в скобках

(Миф о ценности журналистского контента связан на самом деле лишь с былой трудностью доступа, которой больше нет. Вот любопытная иллюстрация подобных ценностей, суть которых как раз в не в ценности товара, а в ограничении доступа к нему.) Ширки пишет, что когда в США резко упала цена на междугородние разговоры, старики все равно САМИ СЕБЯ лимитировали по времени при разговоре по межгороду. Потому что привыкли, что это дорого. Трудно перестроить ценностную картину.

Медиа – гипероним, пишет Ширки. Слово объединяет и производство, и продукт, и отрасль. Но пора разделить этот сгусток (bundle) и пересмотреть его коннотации, будто медиа – это что-то, произведенное профессионалами для потребления любителями.
Вот его определение: медиа – это соединительная ткань общества. Media is the connective tissue of society. И дальше: Media is how you know… about anything more than ten yards away.

Индустрия звукозаписи делает fundamental attribution error, когда объясняет, что молодежь распространяет музыку (пиратским способом) из-за своей моральной неполноценности. Если бы молодежь действительно презирала закон, то это отразилось бы и в других кражах. Но нет, статистика других краж в годы Napster упала.
(То есть в основе пиратства вовсе не воровская мораль – воровская мораль не подтверждается, – а возможность шэринга)

Распространение телеграфа принесло международные новости в местные газеты. Это факт даже становился причиной жалоб. Местная газета в Мичигане отказалась от телеграфа, потому что было слишком много глобальных новостей и «не оставалось свободной линии для маскегонских пожарных».

В 2007 Кристофер Авенир в колледже вместо групповых занятий по химии стал администратором группы по изучению химии в Фэйсбуке. Профессор возбудил против него административное дело, считая, что группа в ФБ не является заменой групповым занятиям. Профессора, ресторанные критики, библиотекари, клерки все должны удерживать неудобства (ограничения) чтобы сохранять управляемость остальными.
Когда вещи, которые обычно были недоступными, перестают быть недоступными, старые установки должны быть пересмотрены. Когда вы можете получить советы о ресторане от тех, кто там бывал, ценность рекомендаций критиков резко падает.

Ширки ссылается на Deci, который выделяет два типа внутренней мотивации человека, который тратит время на увлечения:
1. Желание быть autonomous
2. Желание быть competent.
(То есть – это уже я трактую – человека мотивируют два чувства: 1) я сам определяю, что и как делать, 2) я хорош в том, что делаю. И это заставляет людей инвестировать знания, время и чувства в интернет)

Обратная сторона, недостаток эмоциональной жизни групп (объединенных шэрингом) заключается в том, что они могут быть сосредоточены на удовлетворении участников больше, чем на достижении целей.

Я пою Happy Birthday детям ужасным голосом, пишет Ширки. Не потому, что я делаю эту работу лучше Пласидо Доминго, а потому, что я люблю их так, как он не сможет. Есть случаи, когда, даже делая что-то плохо, побиваешь хорошее качество профессионалов.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s