Не о Березовском. Примечательность журналиста

В ФБ попалася такая заметка Люси Грин:
"""""На станции Эхо Москвы у нас работал корреспондентом Илья Птицын. Притом, что Илья не выговаривал и половины букв русского алфавита и был необыкновенно маленького роста – он был самым лучшим корром на Эхе. Мы его очень любили и называли Ирья – он так представлялся в конце своих репортажей – Ирья Птицын – л тоже не выговаривал. Ирюха был на короткой ноге практически со всеми ключевыми персонами тогдашней реальности – от Черномырдина до Масхадова, но лучшим другом Ирюхи был Борис Абрамыч – собственно Птицын был единственный, кто мог Абрамычу в любое время звонить на личный телефон. Никогда не забуду – как мы в лифте едем снизу – я, Береза и Птицын, и Ирюха говорит – Борис Абрамыч – не могли бы мне выдерить кредит – 50 дорраров? Абрамыч нежно обнимает Птицына – говорит, да без проблем, тысяч? Но Ирюха честно взял 50 дорраров – хотя мог взять и 50 тысяч – я полностью уверена в этом. Деньги Ирюха стрелял на алкашку – мы все это знали, и Абрамыч, думаю, тоже знал. Однажды ночью, изрядно набравшись, Ирюха сел на скамеечку в парке и замерз до смерти. У всех был шок. Венедиктов – любивший Птицына как сына родного, из кабинета не выходил днями, было жутковато. Абрамыч пришел на похороны – а это были 90ые, он был невероятно значимый и важный. Так вот, он пришел на похороны – хотя никто бы и не заметил, если бы не было его. Он стоял, приложив кулак к губам, и быстро уехал. Тогда я прекрасно помню, – его общественная жизнь, его чуть дьявольский имидж – это всё отпало – остался простой человек, друг Ирюхи Птицына, преданный ему до самого конца. Жаль, что так сложилось всё и у одного, и у другого. Как-то так.""""

Любопытная история. И не о Березовском.
Для журналиста, как и для политика или актера, бывает важно иметь какую-то неправильность в облике или фамилии. Очень хорошо работает для налаживания отношений, просто для того, чтобы человек выделился и его запомнили.
Для сравнения: в западном рекламном дизайне есть такое направление – стилизация под любительский стиль. Замысел коварен. Шикарный постер роскошной кухни не создает ощущение, что на этой кухне можно чистить картошку. Люди видят, что "руками не трогать". Слегка опрощенная  – не кухня, а именно реклама – снижает психологический порог доступа к этой кухне.
"Люксовый" журналист заставляет собеседника закрываться, фасониться и надувать щеки. Журналист с какой-то потешной неправильностью (при прочих полагающихся качествах, конечно) снижает порог доступа собеседника к себе. И, соответственно, себя – к собеседнику.
В какой-то степени этот же эффект в журналистике получают красивые девушки, но не всегда. У западных коллег, кстати, горячо дискутируемая тема: этично ли использовать сексуальность как наживку. У нас в политической, светской и криминальной журналистике часто используется.

Схожая штука: в каком-то детективном романе преступник, идя на преступление, одевает ЯРКУЮ куртку. Спойлер. Потом, описывая преступника, люди описывают, прежде всего, яркую куртку. И ничего не помнят о внешности.
Отвлечь на деталь – значит, привлечь в управляемом режиме.
Да, речь идет не просто о be nice. А о спойлере, который может быть естественным (чудная фамилия, манера речи, потешный облик, секси-образ), а может быть искусственным (все то же плюс яркая куртка).

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s