Свежее на Слоне: о благодарственной оплате

Как говорит Кашин, а вот почитайте меня.

"""""В Рунете предпринята очередная попытка организовать медийный проект на принципе благодарственной оплаты. Cайт «Сами по себе» создан по инициативе Владимира Лебедева, основателя системы добровольных платежей Like’n’Pay. Система уже более-менее известна; в частности, Slon ставит на свои статьи платежную кнопку Like’n’Pay.
<….>
Нужен ли еще один канал для донесения взглядов Кашина или Белковского до читателя? Они ведь и так в каждом утюге. Если и есть что-то, чего публика от них еще не получила, то это разве что пение Белковского. Дефицита площадок нет. Аудитория и без того обречена получать тексты Белковского и Кашина. Так что обсуждать надо не площадку, а новую попытку внедрить благодарственную оплату за журналистику. Что, собственно, и привлекло к проекту внимание медиатусовки (ну и участие именитых авторов).
На мой взгляд, проблема таких попыток в том, что слишком высок порог усилия, как для авторов, так и для читателей. Зачем мне куда-то идти за текстом Кашина, если этот текст, где бы он ни был опубликован, сам за мной охотится по всему фейсбуку?
<….>
Собственно, логика предлагает два пути: снижать технический порог и / или разогревать публику для преодоления порога психологического.
Предлагаемые в сфере благодарственных платежей новации все время касаются технической стороны, но ничего не делают с получателем. В то же время статистика донаторской сознательности пользователей уже подходит к интересным величинам: платежки митингов, не оплаченные Таргамадзе, оплачиваются кошельком Романовой, проекты Навального тоже поднимают деньги, достаточные для работы целой команды. Но журналистике включить в людях механизм донаторства пока не удается. Хотя общественная ценность журналистского продукта на словах вроде признается многими.
Нужен психологический перелом, масштаб которого несообразен возможностям одного проекта. Нужна пропаганда благодарственных платежей. Это задача отраслевого масштаба. Если бы в России были действенные профессиональные объединения, то их первейшей задачей должна была бы стать вовсе не борьба со сносом киосков (даже если киоски отстоят – кто и что там будет покупать через пару лет?). Задачей должна была бы стать пропаганда новой психологии потребления медиа, в которой читатель не покупает, а финансирует контент (или бренд), заслуживающий признания.
Если отраслевых объединений для решения такой задачи нет, то за нее могли бы взяться мейджоры рынка вроде «Коммерсанта», «Ведомостей» и прочих, организовав своего рода трастовый сговор для пропаганды самой идеи не потребительского, а покровительского финансирования тем и брендов. Если СМИ формируют общественное мнение, то почему бы им не сформировать общественное мнение по такому важному для них вопросу, как финансирование журналистики?

Как научить читателей платить за СМИ

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s