О роли престижного потребления

Консьюмеризм играет важную роль в эволюционном скачке от учреждений к сетевой среде, потому что дает первый, самый примитивный, но все же легальный, то есть поддерживаемый законом опыт равноправия личности и института (в данном случае – личности и коммерческой организации). В закрытом обществе человеку больше негде приобрести такой опыт.
Но особое значение приобретает высшая форма консьюмеризма – престижное потребление, то есть потребление «ненужного».
Человек потребляет напоказ, чтобы подтвердить свой статус. Это значит, что базовые потребности уже удовлетворены. Иными словами, престижное потребление свидетельствует, что интересы человека смещаются от физических потребностей к потребностям самореализации, хотя бы и таким порицаемым образом. Следом разрушается культура дефицита, служившая базой для старых институциональных форм, власть которых строилась на распределении дефицитного ресурса.
В свою очередь, в условиях избытка престижное потребление быстро становится бессмысленным, так как возгонка количественного насыщения снижает качество удовольствия от получаемых благ.
Поэтому, именно и только в условиях избытка, конкуренция престижного потребления становится неэффективной и обязательно переходит в конкуренцию альтруизма. Не статистически (то есть не в каждом случае), а эволюционно (то есть исторически). Конкуренция за «получать» превращается в конкуренцию за «отдавать».
Пищевая цепочка перестраивается в обратном направлении. В условиях избытка орел начинает кормить перепелок, а те – растить пшеницу. Для развлечения или для репутации. Статусное потребление превращается в статусный шэринг.
Для наглядности: современные звезды гламура не могут не заняться, в конце концов, благотворительностью и гражданскими инициативами.

Leave a comment