О самозарождении профессиональной этики

На форуме Baltic PR Weekend один уважаемый человек поднял вопрос этических стандартов в PR. Например, он сравнил популярные книги другого уважаемого человека с западными учебниками по PR и нашел ключевое отличие. Во всех западных учебниках вторая глава посвящена этике, а в русском такой темы вообще нет. И, как говорит автор, "а зачем?". Книжка-то посвящена прикладным вопросам.
Существует корпус кейсов в PR (и любой другой гуманитарной профессии) вроде бы показывающих, что этические стратегии оказываются выигрышнее технических. Но есть одно "но". Эти стратегии возникли в среде, уже этически обремененной. Как быть, если среда этики не знает, а технический результат нужен сейчас и на воспитательное самопожертвование ни один участник рынка не пойдет (а если пойдет, то очень быстро перестанет быть участником)?
Вероятно, этические стратегии выгодны при достаточно большом массиве этических взаимодействий (что и есть этическая среда), либо, в неэтичной среде, на слишком длинных горизонтах (через формирование особой репутации).
Одним из мотивов необходимости этического поведения уважаемый человек, с поддержкой цитат из великих, представляет миг последнего Суда, что, вероятно, и лежало в основе западных стандартов этики предпринимательства. Торгуй честно, держи слово, и тогда, представ перед Господом, будешь спокоен хотя бы за свою часть контракта с высшими силами.
Это длинная стратегия, в среде повседневных действий она может быть и проигрышной – ничего страшного, в главном ты выиграешь.
Но когда количество мыслящих так предпринимателей стало достаточным и они стали все чаще сталкиваться друг с другом, оказалось, что этичные стратегии в этичной среде становятся выигрышными и на короткой дистанции, в конкретных сделках.
Таким образом, этика рождается из религиозных, непрактических соображений. И поддерживается практикой лишь тогда, когда количество этичных контрагентов становится достаточным. После этого проигрышным становится, наоборот, неэтичное поведение.
Возникший общий консенсус этического стандарта воспроизводится, поддерживается не только практикой успешных результатов, но и культурными образцами, вплоть до невыраженных ценностей масскульта. В мультфильме "Тачки" герой, лидирующий в гонке, задерживается, чтобы помочь ветерану. Он уступает лидерство рвачу, но одерживает моральную победу, чествуется как чемпион и получает, кстати, полагающиеся чемпиону материальные бенефиты.
Возможно ли зарождение профессиональной этики в неэтичной среде, нацеленной на практический результат, без предварительного "непрактического" (религиозного, иррационального) вызревания?
Видимо, нет.
У этой логики этикогенеза есть и обратная сторона.
В западной практике профессионального PR-образования огромное место уделяется этическим критериям бизнес-решений. Этому посвящены отдельные кейсы на экзаменах, этические стандарты зашиты в виде обременений в бизнес-практику. В результате профдеятельность обрастает надстроечными регламентами, мало способствующими техническому решению задач. Мне известны случаи, когда российские специалисты находят большой спрос на западном рынке, потому что действуют нестандартно, незашоренно, креативно. Все просто – они нацелены на конечный результат, а не на "правильность" процедуры. При этом среда в целом особо не страдает, так как массив правильных, зарегулированных процедур все равно доминирует.
И, возвращаясь к нам, техническая креативность в среде без этических регламентов приносит то, что имеем.
Эта запись не предлагает рецептов. Возможно, их нет.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s