Коммерсант: кажется, что-то пошло не так

Академия журналистики "Коммерсанта" приглашает к слушателям пресс-секретаря президента Пескова и учит начинающих журналистов работать в стандарте off the record. Ну а что, пусть сразу привыкают к правильному общению с vip. "…Чтобы журналисты не писали ахинею про них", – говорит бронзовеющий зубр российской журналистики Андрей Колесников.
Но самое ужасное, что две журналистки "Коммерсанта", присутствовавшие в академии "Коммерсанта" на закрытой встрече с пресс-секретарем президента, все-таки вынесли на сайт три новости. Новости удалены, журналистки тоже. Для более понятливых слушателей журналистской академии "Коммерсанта" образовались две вакансии.
Какая-то феерия. Причем Колесников сам уже не чувствует, как он звучит. Основатели "Коммерсанта" должны перевернуться в сигарном лаунже.

Интервью с Андреем Колесниковым:
"В зале оказались те, кто не понял формат встречи"
Почти 30 человек проходят обучение в Академии журналистики "Коммерсантъ". Занятия идут полным ходом, студенты работают каждый день.

Upd. Похоже, просочившаяся со встречи с Песковым новость – как раз та, о перетоке силы при назывании имени врага (Навального). Лучшая новость вчерашнего дня, много цитируемая. Поэтому, конечно, журналист не должен ее ставить без разрешения.

У Навального появилось:
1) Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не произносит имени Алексея Навального
На пресс-конференции в ИД «Коммерсантъ», пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, почему Владимир Путин не называет оппозиционера Алексея Навального по имени. «Путин в этой стране в политическом плане находится вне конкуренции, если он произнесет имя Навального, он отдаст ему часть своей популярности», — пояснил господин Песков.
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:www.kommersant.ru/news/2309150

2) ИД "КОММЕРСАНТ" АННУЛИРОВАЛ НОВОСТЬ О ТОМ, ПОЧЕМУ ПУТИН НЕ ПРОИЗНОСИТ ИМЯ НАВАЛЬНОГО
Поздно вечером 30 сентября «Интерфакс» сообщил об аннулировании своего сообщения с комментарием пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова об отношении Владимира Путина к Алексею Навальному. Как уточняет информационное агентство, это было сделано по просьбе издательского дома «Коммерсант», заметка на сайте которого и была источником этой новости.
http://tvrain.ru/articles/id_kommersant_annuliroval_novost_o_tom_pochemu_putin_ne_proiznosit_imja_navalnogo-353423/
__________________________________________

Колесников, кажется, не понимает, какого джинна они выпустили из бутылки. И как эта история отразится на репутации "Коммерсанта". Не в глазах Пескова – в глазах читателей. Теперь же этот языческий пассаж с раздачей силы при поименовании Навального обретет второе дыхание, еще более громкое, чем первый выдох.
Впрочем, перед Песковым прикрыться важнее. И это действительно так – учитывая реалии медиарынка.
В российской журналистике главное – не сообщить, а, наоборот, не сообщить. Главное.
Кстати, скандал хорошо ложится на тему о том, что задача журналистики – вовсе не распространят информацию, а охранять ее.
Вот из старого: Падение ракеты в прямом эфире. Андрей Мирошниченко — о разнице между ракетой и метеоритом, Россией и Америкой, медиа и журналистикой.
……
Полно примеров, когда острая тема вообще не попадает в СМИ или освещается в нужном ракурсе. Но наиболее примечательны истории, когда острая тема все-таки проникла в СМИ — случайно, против их воли. И они начинают отбрыкиваться.
7 декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев дал интервью нескольким телеканалам, включая Первый и «Россию». После эфира, как бы отвечая на запрос своей воображаемой референтной группы, он высказался в адрес следователей, пришедших к оппозиционерам с обыском рано утром: «Там нормально все будет, вы не волнуйтесь. Козлы они, что в восемь утра приходят…» Но оказалось, что аппаратура не выключена. Запись попала в интернет, разразился скандал.
Случайно записанное резкое высказывание крупного политика — настоящая удача для журналиста. И что же? Телеканалы, организовавшие эфир, один за другим открещивались от сенсационной записи. Один коллега подметил: «Большое удовольствие наблюдать, как сразу три телеканала спешат уверить, что каждый из них непричастен к распространению общественно значимой информации».
Конечно, на поверхности лежит некая сентенция об общественном устройстве, в котором СМИ превратились в подразделение администрации. Сентенция обоснованная, но если заглянуть в эту бездну глубже, то там можно найти и второе дно.
В ноябре 2011 года при разгоне Occupy Wall Street полиция Нью-Йорка задержала нескольких репортеров, в том числе из Associated Press. Другие журналисты АР бросили сообщение об аресте коллег в Твиттер. На следующий день руководство АР разослало сотрудникам предостережение: «У нас есть сотрудники, которые твитнули сообщение об аресте коллег ДО ТОГО, КАК ЭТА НОВОСТЬ ПОПАЛА В ЛЕНТУ…» (Фраза так и выделена регистром в заметке New York Magazine, который первым написал об этом циркуляре АР. Подробнее история описана на старом OpenSpace.ru .)
В американской медиатусовке разгорелась дискуссия: вправе ли издатель запрещать журналистам сообщать общественно значимые новости в соцсетях, то есть, по сути, самостоятельно? (Похожие ограничения есть и в других агентствах.) AP потом оправдывалось тем, что беспокоится о безопасности журналистов. Но на самом деле всем понятно, что если журналист сразу сливает важную новость в Твиттер, то он тем самым снижает ценность новостной ленты агентства. Потому что новости он должен поставлять не обществу, а своей фирме. А уж она распорядится. Но журналисты-то, как и общество, думают, что журналисты информируют общество, а не фирму. Есть такой полезный стереотип.
Все те же вопросы: миссия или должность? Профессиональный рефлекс или административный? Выяснилось, что даже СМИ, воспринимаемые как страж демократии, охраняют нечто другое — доступ к информации.
Отсюда
…..

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s