Ульевые медиа: очередное восстание пчел. Теперь сервис Yelp

Хорошая заметка Антона Ширикова на Слоне:
Восстаньте, рабы фейсбука!
Пользователи соцсетей поняли, что хватит строчить статусы бесплатно. Написал твит – получи рубль! Запостил котика – получи два!

Одна из проблем ульевого медиа: если долго говорить пчелам, что они главные, то они сами так начинают думать. К стародавней истории с блогерами HuffPost, которые подали к Ариадне иск, чтобы она поделилась  с ними от продажи акций (ведь это они создали ей стоимость!) прибавился иск пользователей Yelp. Сервис очень популярен и полезен – в нем люди оставляют отзывы о всех местах досуга, рейтингуя тем самым эти места. Теперь инициативная группа хочет от Yelp денег – ведь это они создают ему стоимость.
На самом деле, в отношениях пчелы-пасечник, применительно к ульевым медиа, позиции сторон симметричны. Пасечник создает дизайн экосистемы, удобный для участников. Если экосистема удобная, пчелы собираются и несут свои взятки. Дальше – отбор меда пасечником. При этом того меда пчелам тоже достается – они ведь тоже пользуются этим контентом для воспроизводства природы роя. Они создают ценность не только пасечнику, но и друг другу; он лишь перепродает часть этой ценности наружу. (Так что образ пасеки полностью воплощается.)
 Эти отношения симметричны, это своего рода контракт по умолчанию. Контент (мед) вроде бы дают пчелы, но рамку и заботу о домике дизайнерит пасечник; не будь его, не было бы ни их, ни меда.
При этом пчелы приговорены к сожительству со своим пасечником: их зависимость от него тоже симметрична его зависимости от них. Своего рода переиначенный принцип Метклафа: чем больше связей в системе (чем больше ты в нее инвестировал) тем ВЫШЕ ПОРОГ ВЫХОДА. Из обжитого дома труднее выезжать, чем из отеля. Вещей больше, соседи ближе.
Конечно, экономика всех этих отношения еще требует осмысления.
Тут напомнили, что несколько лет назад были идея: не потребовать ли блогерам от ЖЖ делиться доходом от рекламы, которая светится на их страницах? Но не прошло.
Дизайнеры экосистемы дают участникам более высокую ценность – среду обитания.
К тому же исследования показывают, что замена совести или энтузиазма деньгами портит и совесть, и энтузиазм.

Об ульевых медиа рассуждал здесь:
Ульевые медиа и облачные рантье
О технологиях построения социальных медиа для вовлечения аудитории. Интервью Андрея Мирошниченко порталу Executive.ru
В Huffington Post были бунты пчел, которые писали коллективные письма протеста, пытались выходить, создавать альтернативный улей. Восстание было связано с «приватизацией меда». Возникла инициативная группа, члены которой говорили, что мы пишем бесплатно, везде говорят, что мы энтузиасты, а у вас – руководства сайта – трафик, капитализация, акции растут… Логично. Ведь, если медиа говорит пчеле: «Ты такая умная, давай, собирай свой замечательный мед», то пчела отвечает: «Тогда делись».

Вообще, тема бунта пчел станет острой, когда технологии вовлечения заполнят медиа и потом пойдут дальше – в трудовые отношения. Нынешнее акционирование (опционы) для сотрудников корпораций (пока только менеджеров) – предвестье будущих бунтов пчел в конструкторских, дизайнерских и прочих контентных бюро, в IT-компаниях, а потом и в корпорациях. То есть прежде всего в тех сферах, где продуктом является контент (дизайн, изобретения, и т.п. – экономика знаний).

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s