Интерактивная рецензия на книжку Man as Media. The Emancipation of Authorship – для продвинутых чита

Михаил Калашников написал интерактивную рецензию на книгу Man as Media. На его сайте, чтобы обраться до текста рецензии, надо ответить на ряд вопросов, которые оценивают степень заинтересованности читателя предметом и выдают кастомизированный вариант рецензии.

Вот один из них – для "продвинутых" читателей.

Медиа начинается с me. Интерактивная рецензия на книгу Man as Media

Эта рецензия составлена специально для вас.

Об авторе

Андрей Мирошниченко – российский эксперт в области медиа и коммуникаций. Работал в разных областях журналистики и PR, создавал СМИ и избирался депутатом, сейчас известен как теоретик и лектор. Пишет колонки для Slon.ru и Colta.ru, а также в фейсбук (ссылки есть на его личном сайте). Это его как минимум десятая книга, подробности – в википедии.

О книге

Главная тема книги — освобождение авторства: с появлением интернета и развитии его экосистемы (в частности, социальных сетей) человек может публиковать что-то, что потенциально доступно всему остальному человечеству. Средства меняют создателя: из возможности публиковаться вытекает обязанность публиковаться. Если вы не рассказываете что-то миру и не получаете отклик, то не существуете (без фоток из поездки нет и отпуска).

Соединение многих участников этого процесса рождает “вирусный редактор” — социальные механизм, который посредством отдельных действий участников, желающих получить отклик, отбирает и распространяет контент, формируя вашу медийную повестку — и повестку всех френдлент на свете. В среде интернета, где все связаны, возможное при определенных условиях становится обязательным — поэтому то, что имеет для вас большое значение, “вирусный редактор” в итоге доставит в вашу зону внимания (Мирошниченко приводит пример, как на день рождения ребенка, чью мечту увидеть машину DeLorean мама опубликовала в соцсети, приехали оба таких автомобиля, зарегистрированных в России).

Возможность каждому выступать в качестве автора, а не только потребителя — радикальное изменение общества. Если появление книгопечатания (и доступность чтения) создало национальные государства, то доступность авторства уже приводит к изменению общественных институтов и сопротивлению этим процессам. Например, идея платного контента противоречит природе интернета — когда возникает избыток информации, скорее контент начнет платить за то, чтобы дойти до читателя (подобно тому, как сейчас это делает реклама). Старые институты выглядят медленными и некомпетентными по сравнению с сетью. Существенная часть книги посвящена тому, как свобода авторства трансформирует общество — и блогеры, начав выражать себя, со временем неизбежно становятся частью политики.

Больше всего книга похожа на учебник новой дисциплины, материалы к новому экспериментальному курсу какого-нибудь американского вуза. Из простых, практически бесспорных посылок и иллюстраций существующего порядка вещей по-сократовски неторопливо возникают образы будущего (ближе к концу — отчасти мрачные, когда Мирошниченко заявляет, что освобождение авторства обязательно ведет к терроризму) и довольно радикальные выводы.

Рассказ о механизме вирусного редактора (который вводится параграфами, словно математический объект или философская теория) напоминает эпилог “Войны и мира” Толстого — политические событий в России предстают исторической неизбежностью, естественным развитием общества, где все получили возможность быть авторами. Правда, некоторые главы кажутся достаточно жестко отредактированными, словно автор останавливает свой полет мысли, не желая превращаться в Нассима Талеба — и при этом недостаточно развлекательными. Но со временем текст захватывает, возникает ощущение причастности к тайному знанию, даже если вроде бы представлял все это все раньше. Чувствуешь, что что-то происходит с миром, что у этого есть смысл — и дальше будет только интереснее.

Что с этим делать

Практических рекомендаций в книге не так много: тем, кто работает в медиа, есть смысл дождаться второй из заявленной книг, целиком посвященной изменениях в СМИ. Но полезные выводы здесь тоже есть: например, у старых СМИ больше нет монополии на настоящее. Действительно важное лучше обнаружит, донесет и сформулирует вирусный редактор в лице миллионов людей-авторов; и если платформа СМИ не сможет существовать с ним в симбиозе, то рано или поздно ему проиграет. Будущее, правда, вирусный редактор не видит, и это важная зона для СМИ — такой контент можно даже пытаться сделать ограниченным (платным, например), поскольку в условиях “Шока настоящего”, когда завтра все больше отличается от сегодня, людям все важнее понимать, к чему готовиться.

Если вас не так сильно увлекает тема, то лучше читать колонки — там мысли доносятся по одной за раз и на конкретных удачных примерах. Хотя книга даст вам определенную дисциплину духа: можно куда спокойнее относиться к переменам, если видишь в хаосе логику.

Где купить

Версию для Kindle можно приобрести на Amazon за 3,89 доллара. Бумажная версия вроде бы планируется, можно подписаться на автора, чтобы не пропустить.

MAM_cover_barcode_1_small

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s