Журналистика как литература – любимый лунный трактор

…Все эти новые форматы объединяет отказ от текстоцентризма. Для нашей российской журналистики это шок, особенно для наших старших коллег. Когда им говоришь, что «текст уже не имеет прежнего значения», они не понимают. Они живут в парадигме, где заботились о «золотых перьях», где обсуждали авторский стиль, но при этом мало внимания уделяли заголовкам и лидам, то есть продаже текста. Для старой парадигмы СМИ главное – чтобы был хорошо написан текст. Стиль – это хорошо, но это теперь не ключевой вопрос. В среде миллионов свободных авторов обязательно найдутся сотни с хорошим стилем (и это, кстати, не всегда журналисты). Поэтому пусть будет какой-то текст, пусть будет более-менее грамотно написанный, где «-жи-, -ши- пишутся с буквой и».
Конкуренция переместилась из сферы качества текста в сферу подачи и донесения. Статья больше не текст, статья теперь проект. Как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения оформления. Вот что изменилось. Важно, сделан ли проект интересно и как он показан публике. Инженерное и дирижерское мастерство приходит на смену литературному. И это для русской журналистики шок, потому что наша журналистика выросла из Белинского и прочей «Полярной звезды».
(Кстати, часто наблюдаю, как журналисты традиционной школы слушают-слушают про новые медиа, потом вырубаются и ныряют назад, в спасительное уютное умение написать хороший текст.)
***
(По следам реакции на эту запись в ФБ. Конечно, тут же находятся критики, которые пишут, что очень важно для журналиста уметь писать, что это базовое знание.)
По поводу важности-неважности хорошего текста/стиля в журналистике. Конечно важен. Как важен в лопате черенок или, скажем, полотно.
В условной прекрасной пушкинской России рифмовать вирши должен был уметь каждый дворянин. Что ни офицер – поэт. И ему это в заслугу не ставилось.
И великому поэту ставилось в заслугу не это.
Думаю, особый пиетет перед способностью гладко написать происходит у нас из-за довольно позднего распространения грамотности. Всего-то 70 лет назад.
Поэтому способность ловко излагать мысли на бумаги до сих пор почитается если не как волшебство, то как мастерство. Отсюда негласный консенсус, что это мастерство достойно особой профессии и должно принадлежать немногим. Которым и надо над ним работать.
***
 Вспоминается фраза о восстании черни, написанная каким-то египтянином за 3000 лет до меня и даже до Ортеги-и-Гассета – "Толпа вошла и тайны храма лежали открыто".
Что-то такое происходит и сейчас. Хочется как-то их прикрыть.
***
Апологеты журналистики Пескова, Гиляровского и Голованова говорят о стиле, скорее, именно в литературным смысле. Сторителинг как-то, наверное, входит, но не рефлексируется. (Виманию посторонних! Тут нигде не сказано, что литературный стиль это плохо. А то некоторые читают невесть что.)

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s