Еще об авторстве: зачем люди оставляют авторский след?

Интересную тему поднимает в своем блоге Media Skunk Михаил Калашников.
"…Поэтому мы, в частности, ввели отображение автора новости везде на сайте — до этого редакционные новости не подписывались, в отрасли это не особо принято. Новостники по-разному отнеслись к тому, что их имя теперь стояло под каждой новостью, но в итоге это дало неожиданный результат: качество новостей (источников, переводов, формулировок) заметно выросло…"
"…Могу себе представить мир, в котором множество объектов, в интернете и реальной жизни (точнее, в том самом “интернете вещей”, который только начинает создаваться), обладает своим автором. Наводишь телефон или курсор и узнаешь, кто придумал, нарисовал и спроектировал рекламный ролик, кто приготовил любимый салат в кафе, кто пристроил кривой пандус к подъезду….."
"….Наверное, в этом воображаемом “интернете людей” авторы все же будут не у всего, и даже для частичной реализации потребуются новые сервисы и технологии, но жить в таком мире станет лучше. У анонимности есть свои достоинства (скажем, в случаях, когда интернет-пользователи и государственные органы относятся друг к другу как подростки и родители), но в целом она противоречит природе человеческих отношений…."
Источник: Интернет людей. Могут ли авторы быть у всего на свете?

Авторский след в некотором роде восходит к физиологической метке самца – предъявленная претензия на пространство. Ровно ту же роль физиологической метки в офлайне играла надпись "Здесь был Вася" (надпись "Здесь была Люба" невозможна – любы не захватывают и не охраняют пространств). Авторская метка принципиально должна быть видна, ее видность характеризует ранг автора: медведь становится во весь рост и дерет когтями кору на березе как можно выше, чтобы другие знали, каков он могуч. Остап залез на скалу выше других надписей, чтобы написать "Киса и Ося были здесь".
В онлайн примитивная авторская метка перешла в виде надписи "первыйнах". Это междометие очевидно выполняет роль физиологической метки (интересно, что само имя, то есть подпись, при этом публикуется автоматически – экосистема создает для авторства средства малой механизации). Ну и да, ранг здесь тоже играет роль – подросток должен оставить эту метку первым. И опять почти никогда Люба.
Первенство большого авторства тоже имеет значение. Попов или Маркони?
Авторские метки великих способны не только охранять им пространство (мысли), но и преодолевать время. "Здесь был Гомер" написано выше других 27 веков. Авторство – один из нескольких реально уже доступных способов бессмертия.
Все способы авторства – даже физиологические и междометийные, по сути, являются быстрым и мощным инструментом социализации, потому что авторство – способ добыть ранжированный, иерархизированный отклик. Количество отклика на личность отражает (а также повышает/понижает) ранг ее социализации.
Более высокий уровень социализации налагает на человека большую зависимость от ее ранга. Высокоранговые особи в любой иерархии должны вести себя подобающе положению – чем выше, тем они несвободнее в этом смысле. (Приходилось наблюдать рефлексию некоторых блогеров первого эшелона – прилично ли давать ту или иную информацию у себя в блоге? Эта рефлексия уже делает именитых блогеров более ответственными, чем классические СМИ – вспомним Зейналову с 37-ю ярошами.)
Поэтому – да, дополненная реальность с авторскими подписями реальных объектов сделает мир лучше.
Ну, и наконец. В мире за всю историю было 300 млн авторов. Сейчас техническую возможность авторства уже получили 2,4 млрд человек – сразу на порядок больше, чем за все века. И число освобожденных авторов  к середине века достигнет 8-10 млрд.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s