От площади Тахрир до Occupy Wall Street и Майдана. Везде одно и то же. Однако с нюансами.

Как же типичны ситуации в странах третьего мира. "Недавняя история полна сценариями, когда поверхностные реформы начали открывать систему, а закончилось все ужесточением репрессий."
Recent history has seen cycles of superficial reforms to open up the system, followed by hardened repression…
In theory, the Iranian regime is a Platonic republic, with wise guardians protecting the moral and material welfare of all…
(Отличная книжка – Martin Gurri описывает сценарии молодежных протестов в странах Азии, Европы и Америки – от площади Тахрир до Occupy Wall Street. Много фактуры. Показывает, как закрытые и открытые общества переваривали эти протесты. Gurri так же строит свой анализ на медиадетерминизме, но это политологический анализ, и некоторые приводные механизмы, на мой медиаэкологический взгляд, описаны c уклоном в политологию. Однако поразительно, сколько у нас с ним совпадений – вплоть до цитирования одной и той же фразы Ортеги-и-Гассета из "Восстания масс" про массового человека как избалованного ребенка. В переписке Гурри спросил: интересно, если мы так совпали, сколько еще людей видят картину так же? А немного. Куда более "очевидна" версия заговора и экспорта оранжевых революций, которая просто замалчивает наличие точно таких же массовых молодежных протестов в США, Израиле, Испании и Великобритании – не вписываются.)

Конструкция у Гурри в целом очень стройная: модернистские правительства, опирающиеся на индустриальные представления об управлении как механизме, предлагают полное счастье по всему кругу вопросов – и не справляются, естественно. Как обычно. Но проблема в том, что тотальность обещаний теперь сочетается с утратой монополии на информацию. От этого публика все видит (именно образованная публика) и начинает бузить. Но поскольку публика существо суть воздействуемое, предложить ничего она не может, кроме отрицания уже предложенного не ею. Поэтому другим ключевым термином для Гурри является нигилизм – совершенно в Тургеневском смысле, вплоть до поколенческого аспекта, хотя Гурри вряд ли знаком с тургеневским Базаровым.
Проблема с трактовкой авторитета у Гурри, действительно, в том, что он сам видит авторитет в индустриальном измерении – как носитель идеологической определенности, идеологического начала. От этого он все время сбивается в политологическое описание природы протестов, которые прямо как по кнопке включились в 2011-м.
На мой же медийный взгляд, противостояние надо описывать не как "власть (авторитет) vs публика", а как "институты vs сеть". Гурри тоже местами описывает именно в этих терминах. Это не политический, а морфологический конфликт. Как если бы одни дышали кислородом, а другие хлором. Поэтому протест внешне и может выглядеть, как нигилизм, но суть не в этом. Кризис авторитета, как и сопутствующий нигилизм – всего лишь знак, но не референт происходящего процесса.

Martin Gurri.  The Revolt of the Public and the Crisis of Authority in the New Millennium.
Блог автора: The Fifth Wave

Для любителей сравнительного анализа и свою ссылку дам:
Andrey Miroshnichenko. Human as media. The emancipation of authorship.
Блог: Human as Media

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s