Технология факсгазеты, придуманная в 30-е, позволяла передавать новости почти так же быстро, как Интернет. По радиоволнам на бумагу. Радиобумажное чудо привлекало большое внимание американских издателей в 30-40-е. Издавалось несколько факсгазет. Но завоевать мир эта технология не смогла.
Одна причина была нелепой: передача факсгазеты так засоряла эфир визгом, что Федеральная коммуникационная комиссия забанила передачи и сдвинула их на позднее ночное время, чтобы случайные радиолюбители, попавшие на волну факсгазеты, не портили уши. К концу 30-х 18 радиостанций были залицензированы комиссией для передачи факсгазет. И хотя интерес проявляли как радиовещатели, так и издатели, но технология все же производил меньше публичных восторгов, чем подоспевшее тут же телевидение. И трансляционные инвестиции переключились на развитие телевещания. Тем не менее, в 40-е еще шли дискуссии о том, смогут ли факсгазеты стать будущим медиаиндустрии.
Помимо очевидного превосходства телевидения в борьбе за деньги инвесторов и восторги аудитории, я думаю, была и еще одна причина: затратная и бестолковая последняя миля. Надо было установить дома специальный факс (от 1600 до 3600 долларов на нынешние деньги), к нему расходные картриджы и бумагу… В достаточном для индустрии статистическом охвате домохозяйств… Факсгазеты пачкали руки куда сильнее обычных… Да, телевизор лучше.
Ну и не было готовой бизнес-модели – ни для подписки, ни для рекламы. Подписка требовала создать отдельную систему сбора микроплатежей, на рекламу криво смотрел регулятор, а для развития sponsored content даже интернету потребовалось 20 лет. Все знакомо, правда?
Любопытно, что был разработан и public faxpaper kiosk. Это напоминает мне идею, разработанную на игре где-то в 90-х: сделать газетомат: аппарат, печатающий персональную газету по заказу читателя, выбирающего на экране темы и рубрики.
При всей красоте идеи, урок газетомата, как и факсгазеты: никогда не связывай будущее медиа с прошлыми носителями (да и бизнес-моделями).
"While that was going on in the late 1940s people could buy a television. And if you went to a department store and you saw the two products side by side, it's clear. Why would I buy a facsimile receiver when a television gives me live, moving images?"
Why indeed. And Americans did just that. In 1949, just 2 percent of Americans owned a TV set. By 1955 over 60 percent of American households had a TV…
Андрей Мирошниченко